14:45 

ТаШ@
правила? я устанавливаю их сама.
Как-то давно уж бродила у меня мысль периодически публиковать здесь некоторые основы психоанализа, а так же различных отраслей психологии. Целей тут - разнообразное множество, а причина таки, наверное, одна: хочется делиться тем, что имею.
То, что буду здесь выкладывать - это фрагменты лекций наших преподователей, выдержки из книг и мои собственные размышления на тему.
Надеюсь, это станет для вас интересным и полезным ))


Сегодня начну с того, что скажу пару слов о Психоанализе Фрейда.

Что такое Психоанализ?

Исторический экскурс
Психоанализ — от греческого «душа» и «разложение, расчле­нение». В научную литературу данное понятие было введено З. Фрейдом в конце ХIХ века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые поня­тие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии не­врозов, опубликованной вначале на французском, а затем на немецком языках соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года.
Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й. Брейером при лечении молодой девушки в 1880-1882 го­дах. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызван­ных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.
История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипнозу приходит новая техника — она основывается на том, что пациенту предлагается свобод­ное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотре­нии сновидений, на построении гипотез, связанных с поис­ком истоков заболевания.
Переход от катарсического метода к психоанализу сопро­вождался разработкой техники свободных ассоциаций, обос­нованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлени­ем в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» яв­ляются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознатель­ном, об этиологическом (связанном с происхождением) значе­нии сексуальной жизни и важности детских переживаний.
Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распрост­раненным и широко используемым в медицинской, психологической и культуро­логической литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопре­деленное.
Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический при­ем. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности че­ловека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.
На всем протяжении истории становления и развития психоанализа к нему посто­янно было двойственное отношение. Часть ученых, политических лидеров и деятелей культуры негативно относились к идеям и концепциям психоанализа. Другие не толь­ко усматривали заслугу Фрейда в изменении традиционных представлений о челове­ке, но и признавали за психоанализом эвристическую и терапевтическую ценность. Третьи, разделяя идеи классического психоанализа или внося определенные корректи­вы к ним, использовали психоаналитические знания в различных сферах деятельности.
Как бы там ни было, но, несмотря на все перипетии своего развития, психоанализ сегодня не только жив, но и привлекает к себе внимание многих людей в различных странах мира. Вступив в XXI столетие, Россия оказалась на пороге широкомасштаб­ного приобщения к психоаналитическим идеям. Началось прерванное на несколько десятилетий возвращение России в мировое сообщество, а также вступление молодо­го поколения российских специалистов в лоно международного психоаналитическо­го движения. Открылись институты психоанализа, осуществляющие соответствую­щую подготовку специалистов, способных работать в области психоаналитической терапии. Назрела потребность в публикации не только зарубежной, но и отечествен­ной учебной литературы по психоанализу.

Научный и прикладной психоанализ
Психоанализ — это система теоретических знаний о человеке и практическое их использование при изучении разнообразных проявлений человеческой деятельно­сти и лечении невротических заболеваний.
Обычно под практикой психоанализа подразумевается непосредственная ра­бота с пациентами. Речь идет о психоанализе как специфическом виде психоте­рапии. Все другие аспекты психоанализа остаются, как правило, за пределами внимания практикующих психоаналитиков, апеллирующих к клинике. Между тем существует так называемый прикладной психоанализ, целью которого явля­ется использование психоаналитических идей в различных сферах познания и действия людей, будь то экономика, политика, религия, культура. Он вклю­чает в себя не столько исследовательскую, сколько практическую деятельность, связанную с маркетингом, бизнесом, рекламой, имиджмейкерством, кинемато­графией, радио- и телевещанием, системой воспитания и образования, пасторс­ким служением.
К настоящему времени стало общепринятым деление психоанализа на клини­ческий и прикладной. Иногда говорят еще и о философском психоанализе. 19 июля 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О возрождении и раз­витии философского, клинического и прикладного психоанализа». Однако дале­ко не всегда имеется адекватное понимание того, что подразумевается под тем или иным «видом» психоанализа.
Фрейд считал неадекватным деление психоанализа на клинический и приклад­ной. Он исходил из того, что в действительности следует различать научный психо­анализ и его применение в медицинской и немедицинской сферах. Речь идет о теории и практике психоанализа, причем под практикой понимается не только клиничес­кая терапия, что является сегодня весьма распространенным представлением, а применение психоаналитических методов и идей в разнообразных сферах жиз­ни человека, не обязательно напрямую связанных с медициной.
Было бы правильнее рассматривать практику психоанализа в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова она включает в себя как терапевтическую, так и прикладную деятельность, выходящую за рамки работы с пациентами. В уз­ком смысле слова практика психоанализа — это то, что принято называть клини­ческим психоанализом, то есть терапевтическая деятельность, связанная с лечени­ем людей, страдающих психическими расстройствами.
Фрейд был сторонником тесного взаимодействия между теорией и практикой психоанализа, между разработкой научного психоанализа и практическим исполь­зованием его идей — основополагающих принципов и методов в медицине (в ка­честве терапии) и в других сферах жизни людей. Он хотел предотвратить подмену науки терапией и выступал против увлечения клиническим психоанализом в ущерб развитию научного психоанализа. Другое дело, что развитие психоанализа во мно­гих странах мира пошло по иному пути, что привело, с одной стороны, к бурному развитию прикладного клинического психоанализа, а с другой стороны — к появ­лению и углублению противоречий между его теорией и практикой, между научным психоанализом и его применениями (в медицинской и немедицинской областях)».

Дилетантский анализ и дикий психоанализ
Фрейд проводил различия между тем, что он назвал дилетантским анализом и диким психоанализом. Поскольку в современной психоаналитической литературе диле­тантский анализ и дикий психоанализ часто отождествляются между собой, сле­дует дать пояснения относительно того, о чем в действительности идет речь.
Дилетант-аналитик — это человек, не имеющий диплома врача, но обладаю­щий необходимыми для проведения анализа знаниями в области психологии бес­сознательного и осуществляющий психоаналитическую терапию.
Дикий психоаналитик — человек, не имеющий диплома врача или обладающий таковым, не получивший соответствующего образования в сфере психологии бес­сознательного, но выступающий в качестве психоаналитика и от его имени веду­щий прием пациентов.
Фрейд резко выступал против дикого психоанализа, осуществляемого лекаря­ми, проводящими аналитическое лечение без того, чтобы изучить и правильно применять его. Речь не шла о различного рода знахарях, не получивших медицин­ского образования. Речь шла о врачах, которые, по словам самого Фрейда, в ана­лизе представляют «главный контингент шарлатанов», так как нередко именно врач выступает в качестве «аналитического шарлатана».
Однако Фрейд был благосклонен к тем дилетантам, которые, не имея медицин­ского образования, но овладев методикой и техникой психоаналитического лече­ния, с успехом использовали свои знания и навыки при терапевтической работе с пациентами. Основатель психоанализа не только одобрительно отзывался о ди­летантах-аналитиках, внесших посильный вклад в развитие психоанализа, но и за­щищал их в случае необходимости от всевозможного рода нападок. Так, в 1925 году не имеющий медицинского образования Т. Райк на основании заявления одного из пациентов был обвинен в шарлатанстве, и по этой причине Венская магистра­тура поставила вопрос о запрещении ведения им клинической практики. Фрейд выступил в его защиту и специально по этому поводу написал работу «К вопросу о дилетантском анализе» (1926).
В данной работе Фрейд ратовал за «самоценность» психоанализа и его незави­симость от медицинского применения, высказывал опасения против возможности поглощения психоанализа медициной, превращения его в придаток психиатрии.
Одновременно Фрейд защищал право дилетантов-аналитиков, профессионализм которых основывался на соответствующем аналитическом образовании, иметь част­ную практику и осуществлять психоаналитическую терапию.
Термин «дилетант» вызывает негативные эмоции у многих людей, поскольку никто не хочет быть дилетантом ни в глазах окружающих, ни в своих собственных. Подчас это слово воспринимается как своего рода оскорбление, за которым стоит упрек в непрофессионализме. Но применительно к российской действительности, в рамках которой развитие психоанализа в начале XX столетия сменилось запре­щением его на протяжении шести десятилетий и возрождением лишь в конце ми­нувшего века, термин «дилетант-аналитик» созвучен времени как нельзя лучше. Впрочем, как и выражение Фрейда «профессиональный дилетант-аналитик», кото­рое сегодня в России наиболее точно отвечает тому смыслу, который основатель психоанализа вкладывал в него, отличая подготовленных к терапевтической дея­тельности и осуществляющих психоаналитическую терапию людей от предста­вителей «дикого анализа», то есть практикующих шарлатанов, независимо от того, являются они медиками по образованию или нет.

Психоанализ как наука и герменевтика
В России каждый преподаватель может исходить из того определения психоана­лиза, которое ему представляется наиболее адекватным. Для философа, читающе­го, скажем, курс лекций по интерпретации сновидений с позиций Фрейда или Юнга, психоанализ выступает, прежде всего, в качестве искусства толкования. Для психолога, раскрывающего студентам содержание психоаналитических концеп­ций, психоанализ является неотъемлемой частью психологии как науки. Для вра­ча, обучающего студентов психоаналитической технике и методике, психоанализ — это определенный вид терапии.
Даже в психоаналитических словарях, принадлежащих перу зарубежных авто­ров, нет единообразия в трактовке того, что Фрейд назвал психоанализом. Типич­ными в этом отношении являются переведенные на русский язык словари, написан­ные Ж. Лапланшем, Ж.-Б. Понталисом и Ч. Райкрофтом, а также изданные под редакцией Б. Мура и Б. Файна, в которых определения психоанализа, хотя и не столь расходятся между собой, как это имеет место в других публикациях, тем не менее, обнаруживают нюансы, свидетельствующие о неоднозначном понимания психоанализа как такового. В словаре Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса (Словарь по психоанализу. — М., 1996) психоанализ соотносится:
1)с методом исследования, опирающимся на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения субъекта;
2)с психотерапевтическим методом, базирующимся на этом исследовании;
3)с совокупностью теорий психологии и психопатологии, в которых система­тизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.
Нет необходимости перечислять буквально все трактовки психоанализа в за­рубежной литературе. Достаточно сказать, что во многих работах термин «психо­анализ» используется часто автоматически, как нечто само собой разумеющееся, хотя в действительности оказывается, что различные авторы вкладывают в него от­нюдь не один и тот же смысл. Нередко под психоанализом понимаются то метод лечения психических расстройств, то система знаний о психике человека, то метод исследования бессознательного, то правила интерпретации человеческой деятель­ности, то уникальный процесс взаимодействия людей.
В самом деле, если для одних психоанализ — это научная дисциплина, способ­ствующая ответу на вопрос, как функционирует бессознательное, и объясняющая природу бессознательного психического, то для других — искусство интерпрета­ции языка бессознательного, которое ограничивается ответом на вопрос, почему бессознательное имеет иную логику, чем сознание, и выявляет скрытый смысл и значение «инакомыслия». И вряд ли они придут к единой оценке статуса пси­хоанализа, так как в первом случае психоанализ будет рассматриваться как под­линная наука, а во втором — как герменевтика, то есть искусство толкования, ин­терпретации. Поэтому далеко не случайны те многочисленные и до сих пор не прекращающиеся споры, которые на протяжении десятилетий ведутся в иссле­довательской литературе вокруг выяснения вопроса о том, чем в действительно­сти является основанный Фрейдом психоанализ, в каком направлении его сле­дует развивать и, какое будущее его ожидает.
Многозначность понятия психоанализа
Надо сказать, что в работах Фрейда встречаются такие суждения о психо­анализе, которые не назовешь определением в строгом смысле этого слова. Не­редко они включают в себя образные сравнения, не претендующие на статус точной дефиниции.
Тем не менее, встречающиеся в работах Фрейда суждения о психоанализе дают представление о том, что он действительно понимал под ним, какой смысл вкла­дывал в это понятие. Другое дело, что по мере развития психоаналитической тео­рии и практики он делал различного рода уточнения и дополнения к своему пер­воначальному пониманию психоанализа как процесса исследования и лечения. Он резко отличал его от катарсиса (метода лечения, основанного на гипнотическом воздействии и использованного Й. Брейером), так как психоанализ ориентирован не на снятие реакции аффекта, пошедшего по неверному пути, а на обнаружение и устранение вытеснений.
На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить, по мень­шей мере, следующие определения психоанализа:
1)часть психологии как науки;
2)наука о психическом бессознательном;
3)орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно;
4)любое исследование, признающее факты переноса (трансфера) и сопротивления как исходные положения работы;
5)вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духов­ной жизни;
6)один из видов самопознания;
7)искусство истолкования;
8)не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием;
9)метод устранения или облегчения нервных страданий;
10)медицинский метод, направленный на лечение определенных форм нервно­сти (неврозы) посредством психологической техники.
Однако приведенные выше трактовки психоанализа, как они были сформули­рованы самим Фрейдом, не являются исчерпывающими. Любой исследователь, уделивший особое внимание этому вопросу и посвятивший время текстологичес­кому анализу всех работ Фрейда именно под этим углом зрения, мог бы добавить к данному перечню еще ряд определений психоанализа. Так, Фрейд подчеркивал, что психоанализ занимает среднее место между философией и медициной, в ре­зультате чего он вызывает неприятие, как со стороны многих философов, так и со стороны большинства медиков. Но дело не в этом. Важно и существенно то, что приходится считаться с реальным фактом многозначности определения психоана­лиза самим его основателем.
Действительно, диапазон трактовок психоанализа у Фрейда довольно обшир­ный. Если за исходное определение взять какую-то одну фрейдовскую трактов­ку, то тем самым ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор даже среди самих психо­аналитиков, не говоря уже о критиках психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, нет единой точки зрения по поводу понимания психо­анализа.
Разумеется, многозначность трактовок психоанализа, в том числе и самого Фрейда, вносит дополнительные трудности в понимание его теории и практики. Но это не может служить основанием для отказа ни от простой любознательности по отношению к идеям и концепциям Фрейда, ни от систематического изучения их, ни от профессионального овладения психоаналитической техникой. Напротив, из­начальное понимание того, что за расхожим использованием термина «психоана­лиз» скрывается нечто неопределенное, требующее конкретизации и глубокого ос­мысления, должно настраивать на серьезную работу, связанную с раскрытием существа психоанализа.
Прежде всего, следует иметь в виду, что все вышевоспроизведенные фрейдов­ские трактовки психоанализа заслуживают внимания. Они по-своему характеризуют то, что принято называть психоанализом, дают представление о его разносторон­них аспектах, вносят дополнительные штрихи в его понимание. В этом отношении вопрос о том, какое понимание психоанализа следует считать единственно верным и правильным, адекватным образом отражающим его суть, представляется неумест­ным. Если придерживаться строго какого-то одного фрейдовского определения психоанализа и игнорировать другие, то легко оказаться в ловушке односторонне­го его понимания. Если основываться исключительно на многозначности психо­анализа, то можно застрять в болоте эклектизма. Но как разобраться в существе психоанализа, избегая крайностей и не подвергаясь опасностям Сциллы и Ха­рибды?
Можно предложить приемлемый путь для более или менее адекватного пони­мания психоанализа. Представляется, что он является той тропой изучения, на которой многозначность понятия психоанализа выступает не в качестве чего-то эклектичного, искусственно навязано, а в виде нанесенных мастерской рукой знаков, указывающих выход из темной преисподней незнания на освещенную до­рогу знания о психоанализе как таковом. При этом основным ориентиром постиже­ния психоанализа может служить его суммарное определение, данное Фрейдом в энциклопедической статье (1922), в которой он подчеркнул, что психоанализом называется:
1)способ исследования психических процессов, иначе недоступных;
2)метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании;
3)ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину

Я позволила себе этот краткий экскурс чтобы дать представление о том, в русле чего буду писать в дальнейшем.
дальнейшие статьи будут не столь длинны и скушны - я обещаю )))

@темы: Основы теории психоанализа (с) М.Д.Машовец

   

Психолог СПб

главная