ТаШ@
правила? я устанавливаю их сама.
Вытеснение

Вытеснение — процесс отстранения от сознания и удержа­ния вне его психического содержания, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глуби­нах его психики.

Представления Фрейда о вытеснении действительно лег­ли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совмест­но с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал предположение, что не расположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально вытесняет патогенное представление из ассоциации, а впоследствии препятствует его возвращению в воспоминание. В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения (оттеснения) является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергает­ся воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но, в конце концов, оно превращается в пагубный отказ от психического господства.

У Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае, в различных своих работах под вытеснением он понимал:
процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным;
возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта;
патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления;
разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом;
одно из защитных приспособлений личности.

При рассмотрении вытеснения Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкнове­ние желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществля­ются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и за­бываются.

Согласно Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим тре­бованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания и культурного развития. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализа­ции несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вы­теснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему по­мешало вытеснение. В конечном счете, вытеснение оказывается предпосылкой обра­зования невроза.

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтов­ней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нару­шителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытес­нен», лектор может продолжить свою работу. Но чтобы нерадивый слушатель не проник вновь в аудиторию, совершившие вытеснение мужчины садятся около две­ри и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык пси­хологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью — бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.

Исследование и лечение невротических расстройств привело Фрейда к убеж­дению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и памя­ти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активи­зируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающе­му представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание.

Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытесне­ние из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конф­ликт, которого больной хотел избежать, под руководством аналитика может полу­чить лучший выход, нежели с помощью вытеснения. В этом отношении вытеснение рассматривалось Фрейдом как попытка человека «к бегству в болезнь», а психо­аналитическая терапия — как хороший заместитель безуспешного вытеснения.

Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано 3. Фрейдом при чтении лекций в университете Клар­ка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и уста­новление стража перед дверью не дают полной гарантии того, что все будет в по­рядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшеству­ющее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемо­му результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и вос­станавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет ор­ганизатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию. Снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подоб­ное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению Фрейда, выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.

Основатель психоанализа проводил различие между бессознательным вообще и вытесненным бессознательным. Понятие «бессознательное» — чисто описатель­ное, в каком-то смысле неопределенное и статичное. Понятие «вытесненное» — динамическое, говорящее о протекании различных, часто противостоящих друг дру­гу психических процессов и свидетельствующее о наличии какой-то внутренней силы (сопротивления), которая способна сдерживать психические действия, вклю­чая действия по осознанию отстраненного от сознания материала.

Согласно Фрейду, вытесненное бессознательное представляет собой такую часть психики человека, которая содержит в себе забытые восприятия и патогенные пере­живания, являющиеся источником невротических заболеваний. В вытесненном бес­сознательном находится и все то, что может проявляться не только в качестве невро­тического симптома, но и в форме сновидения или ошибочного действия.

По мере становления и развития психоанализа Фрейд вносил различные уточ­нения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал го­ворить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в част­ности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой:
вытесненное остается дееспособным;
можно ожидать возвращения вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека;
за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба про­тив влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапев­тическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения.
Так, в статье «Вытеснение» (1915) 3. Фрейд выдвинул идею о «первичном вы­теснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сно­видений, ошибочных действий.
В последних своих работах, например в «Конечном и бесконечном анализе» (1937), Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что все вытеснения происходят в раннем детстве, являя собой примитивные за­щитные меры незрелого, слабого Я. В последующие периоды развития челове­ка новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфлик­ты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижени­ем аналитической терапии служит последующая корректировка первоначаль­ного процесса вытеснения. Другое дело, что, как замечал Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие вытеснения, приведшие к возникнове­нию невроза пациента, осуществляется не всегда в полном объеме надежными силами Я.

Высказанная Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» мысль, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужила толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. А. Фрейд опубликовала книгу «Я и механизмы защиты» (1936), в которой наряду с вытес­нением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внима­ние механизмам защиты. Фрейд же в работе «Конечный и бесконечный анализ» подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение — не един­ственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неиз­менной, так как терапевтический эффект, по словам Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательное), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.

При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его Фрейдом уточнялась по мере того, как происходи­ло развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того как основатель психоанализа осуществил структурное деление психи­ки на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстан­цией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выво­ду, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое либо проводит вытеснение самостоятельно, либо «дает задание» на вытеснение послушному Я. Данный вы­вод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.
В конечном счете, в психоанализе придается важное значение вытесненному бессознательному, природа, условия и силы образования которого являются предметом, как исследовательской деятельности, так и терапевтической практики. Не случайно анализ сновидений, ошибочных действий и невротических симпто­мов средствами психоанализа выявил существенную роль вытесненного бессозна­тельного в образовании этих явлений.