22:44 

"Особый" ребенок, как субъект системы отношений.

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Здравствуйте, я новый специалист этого сообщества, работаю с "особыми" детьми и "обычными" взрослыми. И чем больше работаю с особыми детьми, тем больше понимаю, что не смотря на большие внешние различия, философия работы одна и та же. В работе с "особыми" детьми, так же важно установить контакт, разделить ответственность, грамотно определить цели и учесть систему отношений в которой живет ребенок. Сегодня я хочу познакомить вас, со своими размышлениями на тему: "Особый" ребенок в системе отношений.
Мне кажется, этот текст, не смотря на свою специфику, может оказаться интересным всем.

"Особый" ребенок, как субъект системы отношений.

Особый ребенок живет, не сам по себе. Он живет со взрослыми. Это могут быть родители, или специалисты социального учреждения. И эти взрослые, являются такими же участниками образовательного процесса, что и дети. Более того от взрослых сопровождающих ребенка в повседневной жизни может зависеть очень многое. Например, представим себе ситуацию, что ребенок очень тяжелый и мама не может его высаживать каждый раз, когда кормит, и ей трудно постоянно менять позу ребенка. Как вы думаете, повлияет ли это на развитие ребенка? Или, санитарка, которой нужно накормить 10 детей, будет ли она сидеть с ребенком индивидуально, обучая его самостоятельной еде. Но бывают и обратные случаи, например, когда родители (или дирекция) хотят что бы ребенок научился чему то, что лежит вне его сферы возможностей. Ну, например, научить слепого ребенка смотреть кино в 3d формате (я говорю сейчас утрированно, но иногда бывают случаи). И если вы пойдете на поводу у родителей, то с одной стороны потратите огромное количество ресурсов (эмоциональных, временных, педагогических, материальных и т.д. и т.п.), а с другой попадете в ситуацию, когда вас легко смогут обесценить (что тоже малоприятно согласитесь).
Поэтому при постановке целей нужно учитывать не только насколько она реальна для ребенка, но и насколько она реальна для его окружения, насколько окружение готово к результатам и что оно готово, делать что бы достичь этого результата. Таким образом вы должны заключить терапевтический альянс не только с ребенком но и со взрослыми, с которыми живет этот ребенок.
Если попытаться охарактеризовать отношения «особого» ребенка и его социального окружения (родителей и специалистов), то можно смело назвать эти отношения созависимыми. Что такое созависимые отношения? Это специфические отношения, при которых один участник отношений, заинтересован в том, что бы другой не стал самостоятельным. Причины этого могут быть разными, и описывать их я не буду, в каждом конкретном случае – это будет своя история, в которой надо копаться отдельно. Но результат получается один, созависимые взрослые заинтересованы в инвалидизации «особого» ребенка, и всячески способствуют его несамостоятельности.
В результате получается довольно парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда у «особого» ребенка есть различные аномалии развития, обусловленные органическими причинами, и инвалидность, обусловленная социальным окружением. Скажу даже больше инвалидность – это состояние психологическое, в которое оказываются взрослые, которые окружают ребенка, и инвалидизируются вместе с «особым» ребенком.
К чему может привести такая, инвалидизация? К тому, что особый ребенок не только не будет делать, то, что он может, но и наоборот будет регрессировать и у него, будут появляться вторичные и третичные нарушения (могут уходить как социально-бытовые навыки, так и нарастать различные двигательные нарушения).
Я не хочу сказать, что «особый» ребенок ничем не отличается от обычного ребенка, это другая крайность, в которую могут впадать люди окружающего «особого» ребенка. Такие крайности, приводят к тому, что при работе с ребенком ставятся нереальные цели и результат этого печален (впрочем, об этом я писал выше). Главная мысль, которую, я хотел донести – это то, что «особый» ребенок может участвовать в деятельности. Да возможно он никогда не станет полностью де-факто, но он может стать независимым психологически. И для этого ему необходимо участвовать в деятельности и делать то, что он может делать. ©Susanin

   

Психолог СПб

главная