Гендер - это социальный пол. И этот социальный пол не един. Если на биологическом уровне, утрируя, пола два, то социальный пол давно ушел от бинарности мужское-женское. В настоящее время это позиция, которая может совмещать в себе мужскую и женскую роли, это позиция мультиполярная. Поэтому понятие нормы в данном случае "плавающее". Как говорила Джоан Хайнц: "Вас это беспокоит? Нет? Тогда и проблемы нет".
Что такое закрепленные в культуре стереотипы? Это традиционно то, что называется "настоящий мужчина" и "настоящая женщина". Настоящей женщине атрибутируются эмоциональность, мягкость, сострадательность, слабость, терпимость. Настоящему мужчине - активность, напористость, энергичность, сила, независимость. Это примеры архаические, которые, впрочем, сохранились и в современном мире. "Настоящие М и Ж" - это культурная маска пола (опр. Кристевой), которая нам досталась в наследство от всего человечества.
Но наша идентичность не исчерпывается этими культурными стереотипами. Наша половая идентичность состоит из нашего биологического пола (кем я родился), гендерной идентичности (кем я себя чувствую), гендерной идентицификации (как раз связанной с культурной маской), и сексуальных ролей и идеалов (какие роли в данном случае для меня являются привлекательными). В контексте современности вполне _естественно и нормально_, что в данном случае половая идентичность априори получается микшированной, смешанной.
Убежденность по поводу тождественности биологического пола и гендерной идентичности (ты родилась девочкой, значит, веди себя соответствующе) - это стереотип патриархатного сознания, связанного с жестким разделением мужских и женских ролей. Убежденность по поводу разделенности женских и мужских ценностей (женщина может реализоваться только в семье) - кстати, тоже.
Напротив, неофеминистское сознание характеризуется:
- осуждением разделения сфер общественной жизни на мужские и женские.
- взглядом, согласно котором для женщины высокую ценность имеют профессиональные достижения, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации.
- взглядом на воспитание детей, согласно которому общество должно стремиться к равному участию отцов и матерей в воспитании детей.
Если вспомнить представления Фрейда о женщине, которая чувствует себя кастрированным мужчиной и чувствует зависть к пенису, то это как раз модель патриархатная. Человек в здравом рассудке вряд ли сможет в себе это обнаружить , но все же данная фаллоцентрическая модель существует и полностью соответствует викторианской культуре того времени. Никаких других представлений во времена Фрейда быть не могло.
Юнг же, наоборот, считал, что психика андрогинна - внутри каждой женщины есть мужчина, внутри каждой мужчины - женщина. И путь к Самости неизбежно связан с интеграцией нутреннего анимы/анимуса. Соответственно, декларация полового монополизма, как правило, не приводит никуда.